Минюсту России 220 лет (история Министерства)

История становления и развития Министерства юстиции Российской Федерации

8 сентября 2022 года исполняется  220 лет с момента образования Министерства юстиции Российской Федерации. За более чем два века своего существования Минюст России по праву заслужил статус одного из важнейших элементов государственной системы, ответственного за формирование единой и слаженной правовой системы в стране.

В соответствии с Манифестом императора Александра I «Об учреждении министерств» 8 сентября 1802 года на основе Юстиц-коллегии было учреждено Министерство юстиции. Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся Генерал-прокурором Российской империи. Первым министром юстиции – генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Министру юстиции вверялось наблюдение за правильностью действий всех судебных мест в Империи, за исключением духовных, военных и морских. После окончательного формирования в 1803 году на Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, управления деятельностью судов и прокуратуры. Фактически Министерство юстиции становилось главным органом государства, формировавшим государственную политику, как в сфере уголовной, так и гражданской юстиции.

Изменения в общественной жизни требовали и совершенствования законодательства, и вскоре была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал активное участие, полномочия Министерства были заметно расширены. Министерство уполномочивалось осуществлять руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. По инициативе Минюста были учреждены институты мировых судей и присяжных заседателей. Помимо этого, Министерство руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Так, в 1895 году по Указу императора Николая II Главное тюремное управление из ведения Министерства внутренних дел перешло под юрисдикцию Министерства юстиции с «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После принятия Положения о нотариальной части (1866) в России появились люди, специально наделенные властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты. Нотариусы состояли при соответствующих окружных судах и находились на государственной службе.

Следующей вехой для органов юстиции стала Октябрьская революция 1917 года. Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года, в числе других был сформирован Народный комиссариат юстиции.

Формально это был совершенно новый орган, но, по сути, предназначение Наркомата юстиции РСФСР не изменилось: создание и руководство народными судами, налаживание работы следственного аппарата, законотворческая деятельность, систематизация и кодификация законодательства. Полномочия органов юстиции в этот переходный период были чрезвычайно широкими: они руководили революционными трибуналами, окружными народными судами, советами местных судей, нотариальными отделами, следственными комиссиями и т.д.

В 1922 году в составе Наркомюста создается государственная прокуратура. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. В этом же году принято Положение об адвокатуре, изданы Положения о нотариате и об арбитражных судах, принято Положение о судоустройстве РСФСР.

Существенные изменения в структуре и функциях органов юстиции произошли в 1936 году. Постановлением ВЦИК и СНК СССР был образован Народный Комиссариат юстиции СССР (союзно-республиканский).

В период Великой Отечественной войны на Наркомюсте СССР по-прежнему оставалось организационное руководство судами, но эта функция была усилена полномочием давать им указания по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, квалификации преступлений, сроках рассмотрения дел и т.п.

В послевоенный период Наркомат юстиции становится Министерством юстиции СССР (1946). Но преобразование оказалось не только формальным: постепенно начинается сужение полномочий Минюста, в итоге приведшее к его упразднению (в 1956 г. – в СССР, в 1963 г. – в РСФСР). На закате своей деятельности в этот период Минюст СССР вошел в историю, в числе прочего, тем, что по его инициативе в 1957 году впервые в российском праве в текст Уголовно-процессуального кодекса РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

Функции упраздненного Минюста СССР были перераспределены между Верховным Судом СССР, министерствами юстиции союзных республик (а после их упразднения в 1957–1963 гг. – верховными судами союзных республик, областными, краевыми судами), Юридической комиссией при Совете Министров СССР.

Однако результат такой реформы оказался плачевным и в 1970 году воссоздается сначала союзно-республиканское Министерство юстиции СССР, а затем и минюсты союзных республик и иные учреждения юстиции на местах. В сферу деятельности органов юстиции того времени входили вопросы подбора кадров, контроль за сроками рассмотрения дел, работа по исполнению судебных решений, руководство нотариатом, финансово-хозяйственное обеспечение судов и нотариальных контор, судебная статистика, правовая пропаганда и другая юридическая деятельность в разных отраслях народного хозяйства.

Такое положение вещей осталось практически неизменным и на постсоветском этапе. Пожалуй, только два значительных изменения в функциональном и структурном аспектах, случившихся в конце 90-х гг. XX в. новейшей истории Минюста, заслуживают внимания. Во-первых, это передача уголовно-исполнительной системы из ведения органов внутренних дел в органы юстиции, и, во-вторых, передача полномочий по исполнению судебных решений от судебных исполнителей вновь образованным судебным приставам.

Современное Министерство юстиции — многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство осуществляет следующие основные функции:

— функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сферах исполнения уголовных наказаний; регистрации некоммерческих организаций; адвокатуры; нотариата; государственной регистрации актов гражданского состояния; обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц; территориального устройства Российской Федерации; организации местного самоуправления; разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

— правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

— функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

— функции по контролю и надзору в сферах адвокатуры; нотариата; государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Вопросы деятельности Министерства юстиции Российской Федерации урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313.