Проведение психологической экспертизы может потребоваться в следующих случаях:
В уголовном процессе:
- В отношении обвиняемого:
– экспертиза аффекта – для возможной судебной квалификации ст.107, 113 УК РФ
– экспертиза индивидуально-психологических особенностей и их влияния на криминальное поведение – для индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст.60 УК РФ)
– экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации – для квалификации ст.106 УК РФ
– экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве – для квалификации ст. 253, 264 УК РФ, а также ст. 215 – 219 УК РФ, ст. 28 УК РФ.
- В отношении свидетеля и потерпевшего:
– экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания – для применения ст.196 УПК РФ
- Экспертиза в отношении потерпевших по половым преступлениям:
– экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации ст.131, 132 УК РФ
- Экспертиза в отношении потерпевшего, совершившего самоубийство:
– экспертиза психического состояния лица в период, предшествовавший самоубийству, и причинно-следственной связи его состояния с действиями обвиняемого (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства или изнасилования) – для квалификации ст.110 УК РФ или п. «б» ст.63 УК РФ при квалификации ст.131УК РФ
– экспертиза в отношении потерпевшего по делам о мошенничестве
– экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации п. «з» ч.1 ст. 63 УК РФ
В гражданском процессе.
- экспертиза способности дееспособного гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки – для квалификации ст.177 ГК РФ
- экспертиза других видов «порока воли» при совершении сделки – для квалификации ст. 178, 179 ГК РФ
- экспертиза по спорам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей – для квалификации ст.24, 65 Семейного кодекса РФ
- экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда – для квалификации ст.151 ГК РФ.
На разрешение эксперту могут быть поставлены вопросы следующего содержания:
Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний. Типовые задачи (вопросы):
-Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
— Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
— Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
Экспертиза индивидуально-психологических особенностей. Типовые задачи (вопросы):
— Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого) могли повлиять на его поведение в ситуации, составляющей содержание уголовного дела?
— Имеются ли у обвиняемого (подсудимого) такие индивидуально-психологические особенности, как… (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость)?
— Могли ли такие индивидуально-психологические особенности обвиняемого, как … (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость) оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
Экспертиза матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка. Типовые задачи (вопросы):
— Могла ли обвиняемая в период совершения инкриминируемого ей деяния осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими?
— Находилась ли обвиняемая в период совершения инкриминируемых ей действий в состоянии психической напряженности, вызванной психотравмирующей ситуацией?
Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых. Типовые задачи (вопросы):
-Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
— Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
— Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?
Экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве.
Типовые задачи (вопросы):
— Мог ли обвиняемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно понимать (оценивать) требования экстремальной ситуации?
— С учетом способности обвиняемого к установлению причинно-следственных связей и общего уровня его интеллектуального развития, его профессионального опыта, мог ли он предвидеть наступление опасных последствий, принять правильное решение и реализовать его?
— Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемых действий в психическом состоянии, которое могло вызвать существенное снижение качества профессиональных функций, возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий?
Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших.
Типовые задачи (вопросы):
— Каково было психическое состояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать каких)?
— Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля (потерпевшего) и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемый их правильно (адекватно) воспринимать и запоминать?
— Учитывая психологические особенности свидетеля (потерпевшего), может ли он давать правильные показания о важных для дела обстоятельствах?
— Учитывая уровень психического развития свидетеля (потерпевшего) и его психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?
— Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?
Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях. Типовые задачи (вопросы):
— Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
— Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?
Экспертиза по фактам гибели (самоубийства).
Типовые задачи (вопросы):
— В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
— Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
Экспертиза потерпевшего по делам о мошенничестве.
Типовые задачи (вопросы):
— Мог ли потерпевший в период совершения в отношении него преступления понимать характер и значение действий виновного и оказывать ему сопротивление?
Экспертиза по делам о возмещении морального вреда.
Типовые задачи (вопросы):
— Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?
— Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?
— Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?
— Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?
Экспертиза по делам о признании недействительными сделок.
Типовые задачи (вопросы):
— Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
— Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
— Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
— Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию?
— Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
— Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
Экспертиза по делам, связанным со спорами родителей о праве на воспитание детей.
Типовые задачи (вопросы):
— Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?
— Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
— Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?
— Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?
— Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
— Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребенка, могут ли особенности взаимоотношений родителей, их системы ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с каждым из родителей (определенных условиях участия родителя в воспитании)?
— Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?