Психологическая экспертиза

Проведение психологической экспертизы может потребоваться в следующих случаях:

В уголовном процессе:

  1. В отношении обвиняемого:

– экспертиза аффекта – для возможной судебной квалификации ст.107, 113 УК РФ

– экспертиза индивидуально-психологических особенностей и их влияния на криминальное поведение – для индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст.60 УК РФ)

– экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации – для квалификации ст.106 УК РФ

– экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве – для квалификации ст. 253, 264 УК РФ, а также ст. 215 – 219 УК РФ, ст. 28 УК РФ.

  1. В отношении свидетеля и потерпевшего:

– экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания – для применения ст.196 УПК РФ

  1. Экспертиза в отношении потерпевших по половым преступлениям:

– экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации ст.131, 132 УК РФ

  1. Экспертиза в отношении потерпевшего, совершившего самоубийство:

– экспертиза психического состояния лица в период, предшествовавший самоубийству, и причинно-следственной связи его состояния с действиями обвиняемого (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства или изнасилования) – для квалификации ст.110 УК РФ или п. «б» ст.63 УК РФ при квалификации ст.131УК РФ

–  экспертиза в отношении потерпевшего по делам о мошенничестве

– экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации п. «з» ч.1 ст. 63 УК РФ

В гражданском процессе.

  1. экспертиза способности дееспособного гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки – для квалификации ст.177 ГК РФ
  2. экспертиза других видов «порока воли» при совершении сделки – для квалификации ст. 178, 179 ГК РФ
  3. экспертиза по спорам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей – для квалификации ст.24, 65 Семейного кодекса РФ
  4. экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда – для квалификации ст.151 ГК РФ.

 

На разрешение эксперту могут быть поставлены вопросы следующего содержания:

Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний. Типовые задачи (вопросы):

-Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

— Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

— Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей. Типовые задачи (вопросы):

— Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого) могли повлиять на его поведение в ситуации, составляющей содержание уголовного дела?

 — Имеются ли у  обвиняемого (подсудимого) такие индивидуально-психологические особенности, как… (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость)?

— Могли ли такие индивидуально-психологические особенности обвиняемого, как … (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость) оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

Экспертиза матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка. Типовые задачи (вопросы):

— Могла ли обвиняемая в период совершения инкриминируемого ей деяния осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими?

— Находилась ли обвиняемая в период совершения инкриминируемых ей действий в состоянии психической напряженности, вызванной психотравмирующей ситуацией?

Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых. Типовые задачи (вопросы):

-Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?

— Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?

— Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?

Экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве.

Типовые задачи (вопросы):

— Мог ли обвиняемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно понимать (оценивать) требования экстремальной ситуации?

— С учетом способности обвиняемого к установлению причинно-следственных связей и общего уровня его интеллектуального развития, его профессионального опыта, мог ли он предвидеть наступление опасных последствий, принять правильное решение и реализовать его?

— Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемых действий в психическом состоянии, которое могло вызвать существенное снижение качества профессиональных функций, возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий?

Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших.

Типовые задачи (вопросы):

— Каково было психическое состояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать каких)?

— Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля (потерпевшего) и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемый их правильно (адекватно) воспринимать и запоминать?

— Учитывая психологические особенности свидетеля (потерпевшего), может ли он давать правильные показания о важных для дела обстоятельствах?

— Учитывая уровень психического развития свидетеля (потерпевшего) и его психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?

— Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях. Типовые задачи (вопросы):

— Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?

— Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

Экспертиза по фактам гибели (самоубийства).

Типовые задачи (вопросы): 

— В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?

— Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

Экспертиза потерпевшего по делам о мошенничестве.

Типовые задачи (вопросы):

— Мог ли потерпевший в период совершения в отношении него преступления понимать характер и значение действий виновного и оказывать ему сопротивление?

Экспертиза по делам о возмещении морального вреда. 

Типовые задачи (вопросы):

— Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?

— Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?

— Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?

— Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?

Экспертиза по делам о признании недействительными сделок.  

Типовые задачи (вопросы):

— Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?

— Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?

— Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?

— Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию?

— Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?

— Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

Экспертиза по делам, связанным со спорами родителей о праве на воспитание детей.

Типовые задачи (вопросы):  

Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?

— Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?

— Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?

— Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?

— Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?

— Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребенка, могут ли особенности взаимоотношений родителей, их системы ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с каждым из родителей (определенных условиях участия родителя в воспитании)?

— Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?